Проект «Как воздух превращается в музыку»
Исследовательский проект
«Как воздух превращается в музыку»
Бломник Михаил Дмитриевич, 16.08.2012г.р.
Руководители:
Алейникова Юлия Леонидовна (музыкальный руководитель)
Скрибунова Галина Ивановна (воспитатель дошкольного образования)
Актуальность проекта
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что формирование музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста.
Влияние музыки в развитии нравственно-эстетического вкуса детей велико. Через приобщение к мировому музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начала, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. Период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознания ими чувства прекрасного, воспитания у них музыкальной культуры.
Цель: дать представление ребенку о музыкальном инструменте – органе и механизме звукообразования в данном инструменте.
Задачи проекта:
- повышать интерес детей к музыкальной деятельности через организацию поисковой деятельности;
- систематизировать и закреплять знания детей об инструментах разных групп (клавишные, духовые, струнные, ударные);
- обогащать словарный запас и активизировать речь детей.
- способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, слуха, фантазии;
- обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальной культуры в целом.
- раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
- способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителями;
- формировать у детей нравственно — патриотические чувства через приобщение к культурным ценностям своей страны, малой Родины.
План реализации проекта
Реализация данного проекта рассчитана на 1 месяц.
1 этап – подготовительный
- Определение проблемы
- Выбор темы проекта
- Определение цели проекта
- Организация творческого взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя дошкольного учреждения для реализации проекта.
2 этап – основной
- Сбор, систематизация информации по теме проекта.
- Реализация основных задач по теме проекта.
- Активизация работы с семьей воспитанника.
3 этап – заключительный
- Подведение итогов проекта
- Оформление результатов реализации проекта.
Ход реализации проекта
1 этап
Тема исследования была предложена Мишей Бломником после прослушивания сказки В.Одоевского «Городок в табакерке». В ходе беседы по содержанию произведения у ребенка возник интерес к способам звукообразования в музыкальной шкатулке и других музыкальных инструментах. С данным вопросам ребенок обратился к музыкальному руководителю. (фото 1)
На музыкальном занятии Алейникова Ю.Л. (музыкальный руководитель) предложила детям сгруппировать музыкальные инструменты в соответствии со способами звукоизвлечения (клавишные, струнные, ударные и духовые). Также музыкальный руководитель обратила внимание детей на особую группу музыкальных инструментов со сложным комбинированным способом звукоизвлечения (клавишно-ударные и клавишно-духовые). Наибольший интерес у Миши вызвал сложный музыкальный инструмент – орган. (фото 2)
2 этап
Воспитатель предложила Мише вместе с родителями подобрать интересующую его информацию в интернете. С мамой, Бломник Е.С., Миша подробнее узнал об органе из интернета. (фото 3)
Не отвеченным у Миши остался вопрос: как в орган проникает воздух и превращается в звук?
С воспитателем из детских энциклопедий Миша узнал много нового о свойствах воздуха и его применении. (фото 4)
Имея достаточный объём информации, Миша изъявил желание увидеть и услышать звучание настоящего органа.
Реализовать желание Мише помогла музыкальный руководитель, предложив ему с мамой посетить костел Св.Станислава в Могилеве, где в апреле 2018г. был установлен настоящий орган. Подробно о механизмах в органе Мише рассказал органист Захаров Е.В. (фото 5, 6,7)
Посещение костела и знакомство с инструментом вызвало у Миши живой отклик и желание поделиться увиденным с детьми своей группы. (фото 8,9)
Для того, чтобы детям было понятно, как воздух в органе превращается в музыку, дома Миша с мамой изготовили плакат-схему устройства органа. (фото 10,11,12)
В детском саду Миша поделился с друзьями своими впечатлениями и объяснил принцип звукообразования в органе по схеме. (фото 13)
3 этап
Результатом общей детской заинтересованности содержанием проекта стало изготовление детьми в группе органной карты Беларуси с указанием регионов, в которых есть храмы с органами. (фото 14,15)
Совместно с воспитателем и музыкальным руководителем дети сочинили новую сказку «Приключения Ветерка Непоседы». (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Участники проекта запланировали в ближайшее время посещение органного концерта в костеле Св. Станислава. (фото 16)
Результаты реализации проекта
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
- через организацию поисковой деятельности у ребенка повысился интерес детей к музыкальной деятельности;
- у детей систематизировались и закрепились знания об инструментах разных групп (клавишные, духовые, струнные, ударные);
- обогатился словарный запас и активизировалась речь детей;
- проект способствовал развитию мыслительной деятельности, памяти, внимания, слуха, фантазии;
- проект обогатил музыкальные впечатления детей и способствовал формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальной культуры в целом.
- проект поспособствовал раскрытию творческого потенциала детей, содействовал проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;
- проект поспособствовал совместной работе воспитателей с детьми и их родителями;
- проект способствовал формированию у детей нравственно – патриотических чувств через приобщение к культурным ценностям своей страны, малой Родины.
Вывод
Вся проделанная работа в полной мере способствует саморазвитию личности ребенка, воспитанию в нем целеустремленности, самоуважения и общей культуры. Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. В процессе участия в исследовательской деятельности формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
Через знакомство с культурным наследием своей страны у детей формируются патриотические чувства гордости за свою страну, свою малую Родину.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СКАЗКА «Ветерок — непоседа»
Жил-был Ветерок. Жил и совсем не тужил: был он очень непоседливым и все время проказничал. Ночевал он там, где ему нравилось и совал везде свой любопытный нос.
Бывало, осенью, когда вся земля покрывается разноцветным ковром из листьев, высмотрит Ветерок себе кучу сухих листьев, которую бережно собрал дворник, да как дунет на нее, что есть сил: листья так и разлетаются в разные стороны. Дворнику – обидно, а Ветерок кружится и хохочет от удовольствия!
А вы знаете, отчего бывает гроза? Во всем виноват наш Ветерок. Нравится ему расталкивать в небе дождевые тучи, вот они и грохочут на всё небо!
А однажды Ветерок устроил вот что: кот Мурзик и щенок Шарик играли во дворе. Щенок рассердил кота, и тот взобрался на тополь, а наш Ветерок — уж тут, как тут. Собрал Ветерок тополиный пух и дунул Мурзику прямо в нос! Кот чихал, чихал , да и свалился с дерева, а щенок опять погнал его по двору.
Оглядевшись, Ветерок заметил строящийся новый дом. Чего тут только не было для веселой игры! Вёдра, банки, гвозди, болты… И тут Ветерок поднялся высоко вверх, закружился, как юла и со всего лёту врезался в строительные принадлежности! «Это что за тайфун?» — удивлялись строители.
На этом приключения Ветерка не закончились. Захотелось проказнику поиграть в прятки, да не с кем. Вспомнил Ветерок, что недалеко в старом доме живут его знакомые бабушка и дедушка и отправился к ним. Влетел он в дымоходную трубу и ждет, пока его найдут, а его никто не ищет. Тогда загудел Ветерок в трубе, что есть мочи, да только напугал дедушку и бабушку. Не получились на этот раз у Ветерка прятки.
Обидно стало Ветерку от того, что с ним никто не играет, а только ругают и решил он начать делать добрые дела.
Была весна. Снег почти растаял и превратился в веселые ручейки. Рядом с таким ручейком мальчик Ваня соорудил кораблик и собирался пустить его по волнам, но кораблик все качался и никак не мог отплыть от берега. Ветерок заметил, что здесь может пригодится его помощь и подул на кораблик. Ваня от радости захлопал в ладоши, — кораблик быстро поплыл по маленьким волнам ручейка. «Спасибо тебе, Ветерок!» – закричал мальчик, и Ветерку стало очень приятно.
Только расстался ветерок с мальчиком Ваней, как вдруг услышал плач малыша. «Что случилось?» — подумал Ветерок и отправился на помощь. Оказалось, что у малыша не крутилась игрушка – вертушка. Это было простое задание для нашего Ветерка. Подул он на вертушку, она и завертелась. Сквозь слезы, малыш рассмеялся и довольный отправился гулять.
Наступило лето. Ветерок помогал людям, и никто его уже не ругал, а только благодарили. Нравилось Ветерку делать добрые дела. Однажды мальчики собрались запустить воздушного змея, а ветерок, отдыхал в это время среди ветвей большого дерева. Заметил он, что воздушный змей не взлетит без его помощи и сразу помчался на помощь. «Спасибо тебе, Ветерок!» — слышал непоседа, поднимая воздушного змея почти к небу.
Случались у Ветерка и дальние путешествия. Надоест, бывало, ему сидеть на одном месте, вот он и отправляется к большому морю, где всегда нужна его помощь путешественникам. Кто же еще может надуть паруса и развернуть флюгер в правильном направлении? Конечно, наш Ветерок-непоседа.
Однажды, пролетая над городом Могилевом, Ветерок увидел необычное красивое здание и, заметив приоткрытое окно, решил заглянуть внутрь. Оглядевшись вокруг, наш друг Ветерок не поверил своим глазам: перед ним было множество трубочек, больших и малых, высоких и не очень. Все они были похожи на крышу волшебного замка. «Вот бы у меня был такой дом!» — подумал Ветерок и осторожно влетел в «дом своей мечты». Перелетая из одной трубы в другую, Ветерок заметил, что вокруг появляется необыкновенная волшебная музыка. «Остаюсь!» — решительно подумал Ветерок и продолжал наслаждаться чудесными звуками.
Волшебным музыкальным домом для Ветерка – непоседы оказался старый орган. Ветерок и сегодня живет в нем и радует людей чудесной музыкой.
Так Ветерок навсегда поселился в Могилеве, и мы можем услышать его волшебный голос в нашем родном городе.